На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Борьки», «немцовки», «явлинки»... Деньги после распада СССР

В период распада СССР денежное обращение было достаточно пестрым. На отдельных территориях действовали национальные валюты, денежные суррогаты и советские рубли разных годов выпуска. При этом все деньги стремительно обесценивались, и республики искали способы выхода из экономического кризиса.

Распад СССР происходил на фоне общего экономического и политического спада. В 1989 году в Советском Союзе впервые официально признали начало экономического кризиса. В этот период дошла до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит: из свободной продажи исчезли практически все основные товары. В регионах снова ввели нормированное снабжение.

В течение 1989-1991 годов произошел «парад суверенитетов», в ходе которого союзные республики и некоторые автономные республики внутри РСФСР приняли декларации о независимости. Республики пытались взять под контроль местную экономику, чтобы выйти из кризиса. В том числе появились внутренние валюты, которые обращались наравне с советским рублем, либо полностью заменяли его.

Прибалтийские республики раньше других проявили стремление выйти из состава СССР. К 1988 году это вылилось в массовые движения и призывы восстановить независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Латвия начала свой путь с принятия закона об экономической самостоятельности.

16 ноября 1988 года Эстонская ССР первой провозгласила суверенитет. В декабре 1989 года в стране объявили конкурс на оформление новых эстонских банкнот. Однако еще три года эстонцы не могли ввести собственную валюту в оборот и на рынке обращались советские рубли.

Денежную реформу в Эстонии провели в 1992 году. С этого момента официальной и единственной валютой стала крона. Для поддержания курса эстонскую крону привязали к немецкой марке. Когда же Германия перешла на евро, официальный курс кроны тоже привязали к общеевропейской валюте.

18 мая 1989 года Верховный Совет Литовской ССР постановил, что на территории Литвы действуют только законы, принятые ее Верховным Советом. Пока страна добивалась официального признания независимости, для платежей использовали привычные советские рубли. 5 августа 1991 года людям впервые выдали зарплату новой валютой — литовскими талонами. Больше года советские и литовские деньги обращались на рынке параллельно, пока в 1992 году не вышел указ о том, что талоны становятся единственным законным средством платежа.



Купюры печатали на дешевой бумаге, использовали краску низкого качества. Простота в изготовлении и минимальная защита от подделок привели к тому, что вскоре появились поддельные талоны — их изготавливали на первых цветных принтерах.

Национальная валюта быстро обесценивалась. Люди использовали талоны только для ежедневных покупок, а крупные суммы предпочитали менять на английские фунты, американские доллары и польские золотые, чтобы не потерять деньги.

В советской экономике действовали фиксированные цены, и периодически из продажи исчезали некоторые группы товаров. Для борьбы с дефицитом вводили купоны, которые нормировали потребление. В Украине отрезные купоны появились в 1990 году, их печатали на листах формата А4. Купоны использовали только в неотрезанном состоянии и ограниченное количество времени, как правило, месяц.



Чтобы оптимизировать торговое обращение и сократить расходы на печать, создали многоразовые купоны — их не нужно было отрезать и на них не указывалось ограничение времени использования. Купоны напечатали, но в итоге использовали иначе, чем планировалось. Советских рублей в стране не хватало, поэтому купоны превратили в самостоятельную денежную единицу — купоно-карбованец.

Поскольку первоначально купоны не планировали использовать как деньги, они почти не имели защиты: не было индивидуального номера, они быстро протирались по сгибам, а с бумаги стирался рисунок. Первое время купоны и советские рубли использовались как параллельные денежные единицы. Фиксированную часть зарплаты выдавали в купоно-карбованцах, остаток — в рублях.

Купоно-карбованцами оплачивали любые товары и услуги, а советскими рублями можно было расплатиться только за непродовольственные товары. К концу 1992 года рубль вымылся из денежного оборота, его принимали только на черном рынке.

Узбекистан был в числе тех республик, которые использовали советские рубли так долго, как это было возможно. Однако суверенитет ставил вопрос о финансовой независимости, и правительство ввело своеобразное дополнение к советским деньгам — отрезные купоны. Их отпечатали в январе 1992 года. Покупать товары по купонам могли только граждане республики.



Такие «деньги» сложно было назвать состоятельными. Для их изготовления использовали обычную газетную бумагу, на них не было водяных знаков и индивидуальных номеров. Подделать эти купоны не составляло труда. Советские рубли не стали выводить из оборота и использовали как параллельную денежную единицу до 1994 года.

В Грузии собственное платежное средство тоже появилось сравнительно поздно. Советские рубли обращались на территории страны до апреля 1993 года. 5 апреля 1993 года правительство ввело в обращение грузинские купоны как параллельную денежную единицу. Курс купона к рублю был один к одному, однако обе валюты быстро обесценивались. В августе 1993 года Грузия вышла из рублевой зоны, а купон стал единственным законным средством платежа.



Первый выпуск грузинской национальной валюты не имел почти никакой защиты. Деньги печатали на дешевой бумаге, никакой информации, кроме названий страны, банка и величины номинала, на купюрах не было. Рынок наводнили фальшивые деньги. Необеспеченная национальная валюта продолжала обесцениваться, и в 1995 году после гиперинфляции ее заменили новой денежной единицей — лари.

100 эстонских крон 1992 года. На аверсе изображен портрет эстонской поэтессы Лидии Койдулы, на реверсе — Балтийско-Ладожский уступ.



На талонах Литовской республики изображали животных, обитающих в балтийском регионе. В народе купюры окрестили «žvėriukai», в переводе с литовского — зверушки. Талоны ввел премьер-министр Литвы Гедиминас Вагнорюс, поэтому денежные знаки получили еще одно народное название — вагнорки.


В 1994 году в Великобритании отпечатали нахары номиналом 1, 3, 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1 000. Купюры датировали 1995 годом — в этом году их собирались ввести в обращение. Нахары имели 7 степеней защиты от подделки. Среди них водяной знак в виде волка, металлическая защитная полоса с правой стороны и семизначные номера с буквой.

«Немцовка». Купюры заказали на пермской фабрике Гознака на общую сумму больше 10 миллиардов рублей. У номиналов был единый размер и рисунок, купюры отличались только цветом. На лицевой стороне изображали Нижегородский кремль и здание бывшей городской думы, а на оборотной — герб области.

Валютный суверенитет


До распада в состав СССР входили союзные республики, в некоторых республиках при этом были автономные республики, области и округа. В 1990 году некоторые автономные республики и области внутри РСФСР тоже стали заявлять о своей независимости.

20 июля о суверенитете заявила Северо-Осетинская Республика, за ней Карельская Республика и так далее. В декларациях они провозглашались носителями суверенитета, но при этом в документах не говорили о государственной независимости или о выходе из состава РСФСР. Среди всех автономных республик только две пытались получить статус отдельного государства — Татарская и Чечено-Ингушская. Чеченская Республика пыталась обрести и финансовую независимость.

В июле 1991 года Чеченский национальный съезд провозгласил независимость Чеченской Республики Ичкерии. Однако финансовая зависимость сохранилась. В качестве денежных единиц в Ичкерии использовали советские рубли, а после 1992 года в обращении появились еще и российские рубли — купюры достоинством 5 000 и 10 000. В 1994 году правительство решило ввести национальную валюту — нахар. Предполагалось, что курс нахара к доллару США будет составлять один к одному.

В итоге национальную валюту так и не ввели. Денежные знаки заказали в Великобритании. По одной из версий, правительство РФ заявило Англии протест. Россия не признала независимость Чеченской Республики, юридически республика входила в состав страны, а значит, не имела права на выпуск собственной валюты. В итоге банкноты так и не были переправлены в Чеченскую Республику. По другой версии, отпечатанные нахары отправили в Грозный, но почти все купюры были уничтожены во время Первой Чеченской войны.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих


Год распада СССР стал временем больших экономических потрясений для России. Экономический кризис привел в том числе и к нехватке наличных денег внутри страны. Больше 140 миллионов жителей не могли обеспечить себя продовольствием и промышленными товарами в полной мере.

В некоторых регионах ввели продовольственные карточки. Их выдавали в счет зарплаты, по ним можно было приобрести определенное количество товаров в месяц. Однако эти полумеры едва сдерживали ситуацию. Некоторые регионы стали изобретать собственные инструменты, чтобы поддержать социально-экономическое благосостояние жителей. Так появились региональные платежные боны, которые до укрепления рубля должны были частично заменять официальные деньги.

В 1992 году администрация Нижегородской области подготовила к выпуску в обращение местные купюры. Предполагалось, что они будут выполнять сразу две роли: денежного знака и облигации государственного займа. В итоге в качестве облигаций использовали только купюры крупных номиналов: от 1 000 до 10 000 рублей. Эти облигации было невозможно купить без областной прописки. Номиналы меньшего размера использовали как «бензиновые» деньги — их выдавали в счет зарплаты для покупки бензина.

Люди получали часть зарплаты местными купюрами. Хотя расплачиваться можно было и обычными рублями, население отдавало предпочтение именно местным деньгам, поскольку это была единственная возможность оперативно их потратить. Накапливать их было бесполезно, так как они могли обесцениться или выйти из оборота в любой момент. Многие покупали литр бензина за крупную местную купюру, а на сдачу получали рубли. Так удавалось производить обмен.

Еще до появления купюр на рынке среди населения уже распространилось несколько названий местных денег. Кроме стандартного «фантики», которое использовали во время инфляций, были и другие прозвища: «нижегородки», «борьки» и «немцовки» — по имени главы администрации Бориса Немцова, «явлинки» — по фамилии одного из авторов реформы Григория Явлинского. Самым распространенным стало название «немцовки».

Разработку дизайна новых денег летом 1991 года поручили архитектору Софье Демидовой, дав ей на подготовку эскизов всего две недели. По ее словам, работа шла в очень напряженном графике на даче в одной из деревень Пермской области. За работу Демидова получила чуть более 1 500 рублей.

После распада СССР Урал оказался в сложном положении. Экономика региона, ориентированная в основном на тяжелую промышленность, производила продукцию для нужд государства, а государство не могло поддерживать спрос на прежнем уровне.

Группа уральских предпринимателей и общественных деятелей предложила ввести местную расчетную единицу — товарно-расчетные чеки товарищества «Уральский рынок» или уральские франки. Название выбрали по аналогии со швейцарским франком, который считался символом стабильности и надежности. Уральские франки планировали использовать параллельно с рублем. Идея местной валюты нашла поддержку в Москве, ее одобрили премьер-министр, Министерство финансов и Госбанк России.

Для нужд региона отпечатали 1 930 000 купюр номиналами 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1 000 уральских франков на общую сумму 56 миллионов. Отпечатанные бланки в феврале 1992 года доставили из Перми в Екатеринбург на военно-транспортном вертолете и сдали на хранение в Ленинский филиал Свердловского банка. Несмотря на то, что купюры были готовы, заказчики так и не решились ввести их в обращение. Купюры еще год хранились в банке.

1 июля 1993 года Свердловский областной совет принял решение о провозглашении Уральской Республики и начале работы над ее Конституцией. В сентябре 1993 года в Екатеринбурге прошел семинар «Уральская Республика и целостность российского государства». Главы Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей договорились о намерении разрабатывать экономическую модель «Большая Уральская Республика».

9 ноября 1993 года указом президента Бориса Ельцина законодательные акты об Уральской Республике признали незаконными. В декабре приняли новую Конституцию, согласно которой денежной единицей РФ стал российский рубль, а эмиссия других денег не допускалась. Российский рубль заменил собой пестрый набор денежных знаков, находившихся на рынке до этого. Уральские франки так и не ввели в обращение.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх