На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мусорная реформа: как это работает?

В начале июля томичи начали обнаруживать во дворах перевернутые вверх дном контейнеры и кучи мусора вокруг. Много откуда исчезли сетки для раздельного сбора. Власти заговорили о новых нормативах. Так в Томске стартовала национальная мусорная реформа. О том, как и куда теперь будут вывозиться отходы, сколько мы будем за это платить и когда мусор начнут перерабатывать, разбирался корреспондент «ВЛФ».

По замыслу государства реформа призвана свести к минимуму захоронение отходов, чтобы большую часть мусора перерабатывать, а заполненные полигоны рекультивировать. Во многих городах, в том числе в Томске, система сбора и вывоза отходов создавалась еще при СССР. С тех пор города приросли новыми микрорайонами, да и состав мусора сильно изменился. Появились пластики, полимеры, электроприборы, содержащие токсичные вещества, которые просто увозят на полигон с другими отходами, потому что не налажены сбор вторсырья и его переработка, а методы утилизации устарели.

Для Томска «мусорная реформа» началась 1 июля, когда вступили в силу новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и заработал региональный оператор — УМП «Спецавтохозяйство». Как говорят его представители, ранее вывозить мусор могла любая компания, имеющая спецтехнику и лицензию. Рынок никем не регулировался, и никто не знал достоверно, куда идет поток отходов. В Томске множество мелких операторов брали деньги за транспортировку и захоронение мусора, но на лицензированный полигон в Сурово-Сухоречье некоторые из них никогда не заезжали. Отходы они сбрасывали где попало, при этом демпингуя и вытесняя с рынка другие компании, считают в САХ.

— До 2 июля в Сурово-Сухоречье приходило 280 тонн мусора ежедневно, а после эта цифра выросла до 650-750 тонн в день. То есть эта дельта в 370-470 тонн каждый день куда-то увозилась. Куда-то — это в поля, леса, реки и озера вблизи Томска. Как только маленьким компаниям закрыли возможность возить отходы в лес, практически весь объем мусора поехал на полигон. И это первое достижение нашей деятельности, — говорит Михаил Курилов, директор УМП «Спецавтохозяйство».

В областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды рассказали, что в реформе нуждался не столько сам город, сколько районы региона. В областном центре отходы вывозили регулярно и со стартом «мусорной реформы» для томичей ничего не изменилось.

— Для горожан процесс обращения с мусором заканчивается помещением отходов в бак. А в отдаленных поселках, где контейнеров никогда и не было, наглядно видна необходимость перемен. Мусор там появляется в лесах, на несанкционированных свалках, полулегальных полигонах. Поэтому важно навести порядок в системе обращения с отходами. Первые результаты уже есть, — прокомментировал и. о. начальника департамента Максим Кривов.

Что делает регоператор?


Томская область разделена на восемь зон — в каждой работает свой региональный оператор. Выбираются они на 10 лет через открытый конкурс и отвечают за весь оборот мусора на своей территории: приемку — транспортировку — обработку — захоронение. Также они должны заключать договоры на вывоз мусора с населением и бизнесом. Сегодня мусоровывозящая техника отслеживается системой ГЛОНАСС. Схемы маршрутов мусоровозов составляют в профильных департаментах администрации области. В них весь путь техники расписан точечно — от баков во дворе до сортировочных пунктов и полигонов. Заработок регоператора зависит от того, сколько мусора он привезет на место, обозначенное в схеме. Тем самым власти хотят достичь максимальной прозрачности мусорного рынка. 

Мусорный коллапс


Мусорная реформа в Томске началась со сбоями, и многие томичи обнаружили перевернутые контейнеры и настоящие свалки вокруг них. Как объясняют в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, проблемой стала замена контейнеров прежних подрядчиков на контейнеры регионального оператора. Часть контейнеров не успело расставить на пустые места «Спецавтохозяйство», часть не убрали вовремя старые подрядчики, поэтому ставить новые было некуда.

— Коллапс спровоцировали частные компании, которые решили помешать работе регоператора. В результате их действий неделю в городе был беспорядок, — считает Михаил Курилов. — Сейчас все успешно разрешено. Он добавил, что в Томске установлено 7 тысяч контейнеров, а жалобы на вывоз мусора сократились до единичных случаев.

— Город приобрел достаточное количество контейнеров, чтобы закрыть потребности. То, что закупят по объявленному тендеру, сформирует резервный фонд контейнеров. Потому что они горят, их воруют, ломают, есть у них физический износ. Закупаются баки под задачу замены и точечное, более качественное предоставление услуги. Например, стоят три контейнера, но по их переполнению мы видим: этого явно мало, надо хотя бы пять. То есть мы должны что-то туда доустановить, — поясняет Курилов.

В департаменте природных ресурсов рассказали, что в районах Томской области контейнеров еще не хватает. Например, в Асиновском, Зырянском, Первомайском и Тегульдетском районах оператор смог закупить только 100 баков. Этого мало, ведь мусор теперь нужно собирать даже в тех поселениях, где он никогда не вывозился. Поэтому недостающие контейнеры будут покупать муниципалитеты — на это выделено около 70 миллионов рублей.

Как быть юрлицам?


По словам Михаила Курилова, все юридические лица обязаны заключить договор с региональным оператором и ни с кем другим. Для этого нужно собрать пакет документов из списка на сайте «Спецавтохозяйства» (ro.sahtomsk.ru). Затем в администрации района согласовать место для установки контейнера, после чего в абонентском отделе САХа (пр. Комсомольский, 66) заключить договор. Оплачивать вывоз мусора юрлица могут двумя способами: по факту — за количество отходов, которое их бизнес реально производит, либо по нормативу — цифрам, установленным для их сферы деятельности государством.

В первом случае владельцу бизнеса нужно доказать, какой объем мусора его предприятие или организация генерирует. Для этого у него должен быть договор с мусоровывозящей компанией, у которой он обслуживался раньше, а также документы (счета и фактуры), подтверждающие, сколько и за какой объем мусора он заплатил. Курилов подчеркивает, что такие договоры есть лишь у небольшого процента томских бизнесменов. В основном это крупные торговые сети и организации. Они уже перезаключили договоры с регоператором и платят те же суммы. Пока предприниматели и бюджетные организации заключили 1,2 тысячи договоров, но основная масса — 32, 8 тысячи юрлиц — пока об этом не позаботилась. Большинство будут платить за вывоз мусора по нормативу, так как раньше они делали это через посредников — управляющие компании, и не смогут доказать объем фактического производства мусора.

В этом случае юрлицо должно согласовать с администрацией района свою контейнерную площадку, поставить туда свой бак или взять его в аренду у регоператора. Либо прикрепиться по договору к площадке многоквартирника и складывать туда мусор на законных основаниях. Организациям, не заключившим договоры с регоператором в кратчайшие сроки, придут письма-предостережения. Если требования не будут выполнены, то последует наказание. Юрлицам грозит штраф до 250 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.

— Задача штрафовать не стоит, наша задача — вести разъяснительную работу. Достучаться до сознания каждого гражданина: это национальная задача, это вопрос экологии. И каждый из нас должен внести свою лепту, — подчеркнул глава САХа.

Нормативы и тарифы — не путать


Если нормативы накопления ТБО в Томске можно считать завышенными для некоторых категорий граждан, то тариф на вывоз мусора для населения среди городов Сибири у нас самый низкий. Для жителей многоквартирников он составит 66,25 рубля в месяц с проживающего в квартире. Для собственников частных домов — 67,79 рубля за человека. Разберемся в понятиях. Тариф — это стоимость вывоза 1 кубометра мусора. Норматив — это объем мусора, который накапливается.

Тариф для населения устанавливает государство в расчете на одного человека. Для юрлиц он формируется по нормативу накопления ТКО (твердые коммунальные отходы) в зависимости от вида экономической деятельности. Для каждого района тарифные планы будут немного отличаться. Около 1 % в тарифе приходится на содержание контейнерного парка, но основные составляющие — затраты на транспорт и захоронение мусора.

— В нашем регионе в каждой из восьми зон тарифы разные: в Томской агломерации все расположено компактно, а в Каргасокском районе, например, транспортное плечо намного больше. Влияет на стоимость услуг и объем вывозимых отходов. Поэтому тариф рассчитывается отдельно для каждой зоны. Сумма, которую нужно заплатить, зависит от тарифа, норматива накопления ТКО на человека и количества проживающих», — говорится в сообщении пресс-службы областной администрации.

Как будем платить за мусор?


Платить за мусор теперь придется всем. Не только жителям многоквартирников, но и частных домов, а также юрлицам — всем магазинам и организациям. Для жителей многоэтажек мало что изменилось. Просто теперь платеж за мусор вынесен в отдельную графу и рассчитывается по нормативу на каждого жильца квартиры. Владельцы частных домов тоже начнут получать платежки за вывоз мусора, рассчитанные на каждого проживающего.

УК и ТСЖ теперь обязаны раскрывать регоператору информацию о числе проживающих по каждому адресу. Сам регоператор сейчас проводит аудиты, которые уточнят реальное количество жильцов. Как отметил директор САХ, владельцам индивидуальной жилой собственности не нужно специально заключать договоры с регоператором. Это будет сделано автоматически. А вот юрлицам придется заключить такой договор.

Когда, куда и какой мусор будут вывозить?


В Томске техника «Спецавтохозяйства» будет опустошать контейнеры каждый день с 7 до 21 часа. Раз в неделю — убирать крупногабаритный мусор возле контейнерных площадок. Зимой, когда температура воздуха ниже пяти градусов, мусор должны вывозить не реже одного раза в три дня. Регоператор обязан собрать все, что просыпалось при погрузке и лежит вокруг контейнеров. То, что (условно) раздуло ветром вокруг площадки, должен собрать собственник земельного участка — город, поселение или УК, если территория придомовая. В Томске работает один официальный полигон возле села Сурово-Сухоречье, куда и будет вывозиться весь мусор. По словам Михаила Курилова, возможностей полигона хватит еще на 50 лет.

— Другой вопрос, что по идеологии реформы нужно убрать полигоны вообще, сократить их число, а то, что уже заполнено, рекультивировать. Это должно быть достигнуто за счет строительства мусоросортировочных заводов либо комплексов переработки отходов. То есть в идеале мы должны не просто отсортировать мусор и выбросить только полезные фракции — оставшееся (условно назовем это неполезными органическими отходами) должно быть переработано во что-то, имеющее товарную ценность, — в гумус, удобрения, мазут и так далее, — поясняет глава «Спецавтохозяйства».

Переработка мусора: мечты или реальность?


В 2020-2024 годах в рамках нацпроекта в Томской области планируется построить семь мусоросортировочных и три мусоросжигательных комплекса, объект по обработке и утилизации ТКО и более десятка полигонов. Кроме того, должны быть ликвидированы 17 экологически опасных объектов, более 10 скотомогильников, рекультивированы два полигона.

По словам Максима Кривова, мусоросортировочные комплексы будут строить в Томске, Томском районе и Северске, потому что здесь большие объемы отходов и удобная логистика. Эта территория интересна бизнесу, и строительство быстрее окупится. Уже сейчас поступают предложения от инвесторов, и мусоросортировочный завод может появиться ориентировочно в 2021 году. Под него отведено место в районе «Томскнефтехима».

В районах области такая деятельность не будет выгодной, поэтому проектирование мусоросортировочных комплексов (в частности, в Бакчаре и Мельникове) власти начали за счет бюджета, но для их строительства все-таки нужно найти партнеров. А пока нет сортировочных линий, мусор из баков будет утилизироваться на полигоне.

Мусоросжигательные комплексы планируют строить только в отдаленных населенных пунктах, где нет круглогодичного транспортного сообщения. В администрации региона говорят, что сжигать отходы почти так же бессмысленно, как и складировать их на полигонах. А эксплуатация мусоросжигательных комплексов может стоить дорого. Пока не появятся мощности по сортировке и последующей утилизации ТКО, они будут захоронены на территории того субъекта, где они накапливаются.

— Мусор как таковой уж точно никто из региона вывозить не будет. За пределы Томской области будет отправляться только вторичное сырье. Полезные фракции, отобранные на мусоросортировочном комплексе, уже не являются отходами или мусором. Это вторичные материальные ресурсы, исходное сырье для последующего продукта, — пояснил и. о. главы департамента природных ресурсов.

Про раздельный сбор мусора тоже пока нет речи. Власти говорят: сначала нужно наладить сортировку и переработку, затем массово внедрять раздельный сбор. Даже собранный раздельно мусор нуждается в дополнительной сортировке. Например, молочная бутылка и крышечка от нее перерабатываются по-разному — их надо разделить. Делать это вручную затратно, особенно в больших объемах.

Несмотря на это, сетки для раздельного сбора мусора в Томске встречаются. Сейчас этим занимаются три компании: «Чистый мир», новосибирская фирма «Планета без мусора» и «Трейдинг групп». У «Чистого мира» по городу установлено 50 желтых сеток для сбора вторсырья: пластика, стекла, бумаги, пакетов, жести и прочего, еще 80 сеток (зеленых) поставила «Планета без мусора». В «Чистом мире», в отличие от многих, принимают и готовят к переработке полиэтиленовые пакеты, причем любой степени загрязнения.

— Пакеты мы принимаем абсолютно любые, потом разделяем их по типам материалов и отправляем дальше на переработку, — рассказал представитель компании.

Из желтых сеток в месяц забирают примерно 15 тонн вторсырья, которое первично перерабатывается на заводе «Чистого мира»: дробится, прессуется, тюкуется, потом отправляется дальше на перерабатывающие заводы. Из отходов получаются новые бутылки, синтепон, покрытия для спортивных матов, картон и мн. др.

Недавно в Томске открылось новое предприятие «Трейдинг-групп», которое закупило оборудование для первичной переработки пластика: мойки и дробилки. Они покупают у населения пластиковые бутылки: за 5 килограммов пластиковых бутылок платят 90 рублей. Бутылки моются, дробятся, в итоге получается полуфабрикат — флекс. Это маленькие кусочки мытого пластика, которые продают на заводы в других городах. Флекс можно плавить, делать из него синтетическое волокно, синтепон, полиэстер.

Компания «АБФ-Логистик», которая сейчас является субподрядчиком регоператора в Томске, пока свои сетки убрала (порядка 70 штук). Они увозили вторсырье на северский сортировочный комплекс «АБФ-Ресурс». Но по новой территориальной схеме обращения с отходами все мусорные потоки должны быть замкнуты в зоне действия регоператора.

— Мы на северский комплекс не можем везти мусор, поэтому прекратили его собирать. Наш директор будет вести переговоры с регоператором, чтобы сделать северский объект межмуниципальным. Чтобы мы продолжали возить в Северск отходы, пока в Томске не будет построен наш сортировочный комплекс, — сказала Алена Овсянникова, специалист по связям с общественностью «АБФ-Логистик». Что же до сеток, то компания планирует вернуть их осенью.

Точка зрения


Юденко.jpg
Константин Юденко
сопредседатель регионального штаба ОНФ в Томской области

Цены на мусор убивают малый бизнес

Томские активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) бьют тревогу. По их мнению, «мусорная реформа» сметет мелкий бизнес. Нормативы накопления ТКО в нашем регионе оказались значительно выше, чем у городов-соседей. Для некоторых юрлиц плата за мусор возросла в 10-15 раз. Особенно ощутимы изменения для малого бизнеса — небольших магазинов, шиномонтажек, обувных мастерских.

— Люди уже начали жаловаться. Реальный случай: деревенский магазинчик в Томском районе, который торгует всем подряд, должен платить 130 тысяч в год. Там один работник, она же собственник. Для нее это приличные деньги, — говорит Константин Юденко, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Томской области. 

В ОНФ собрали данные по расчету нормативов накопления ТКО в других регионах Сибири, сравнили с томскими и получили колоссальную разницу. Увы, не в пользу томичей. Например, в Новосибирске такой же магазин заплатит 21 тысячу рублей в год. Крупные торговые сети вышли на переговоры с администрацией, нашли компромиссные варианты, чтобы сохранить платежи на прежнем уровне. Мелкие же предприниматели пока остаются заложниками ситуации, поясняет Юденко.

— Те, кто объединены в ассоциации, например пищевики, пролоббировали себе низкие тарифы. Иначе как по-другому это объяснить: у них норматив на квадратный метр — 0,034 куба, а у киоска или небольшого супермаркета в жилом доме — 4,6 куба за «квадрат». То есть разрыв по норме накопления — в 128 раз. Резко занижен норматив для фабрик, заводов и завышен для мелких ИП. По нормативу киоск площадью 35 м2 будет равен заводу площадью в 2 000 м2. Продуктовый магазинчик якобы производит столько же мусора, сколько завод «Томское пиво». Для такого киоска ЕНВД будет ниже, чем месячная плата за вывоз ТБО. По сути, это какое-то второе налогообложение, — считает Константин Юденко.

По данным ОНФ, норматив накопления ТБО для продовольственных магазинов в Томской области в 3 раза выше, чем в Новосибирской и в Алтайском крае, в 4 раза — чем в Омской области, в 5 раз — чем в Кемеровской. Для томских киосков эта норма в 13-14 раз выше, чем в Кемеровской и Новосибирской областях, Республике Алтай и Алтайском крае.

В департаменте природных ресурсов и окружающей среды ответили, что нормативы рассчитывались по специальной методике, установленной правительством. Там не исключают — ошибки могут быть, так как при расчетах за основу брали крупные группы объектов. Активисты ОНФ обратились в областную администрацию с просьбой разработать альтернативные условия для юрлиц. Всего их в регионе около 34 тысяч.

— Каждый из них должен купить контейнер и куда-то его поставить, при этом цена бака резко возросла — до 10 тысяч рублей. У нас итак полно ИП, работающих полулегально, а сейчас они понимают, что будут платить деньги по непонятным нормативам, и уйдут в тень окончательно. Основной кризис будет, когда представители администрации пойдут ловить неплательщиков и штрафовать. И к этому моменту нужно быть готовыми: если не предложат альтернативу, может дойти до банкротства бизнесов, — считает Константин Юденко.

Решение, которое сейчас предлагают предпринимателям, — устанавливать собственные контейнеры. Их наполняемость через месяц проверят чиновники, определят фактическое потребление и, возможно, сделают перерасчет. В департаменте природных ресурсов отметили, что юрлица и ИП всегда могут заключить договор с регоператором на предоставление услуги вывоза отходов «по факту».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх